Руководство для сидящего сзади
[url=%3Ca]%3Ca[/url]
1. Перед тем, как сесть на мотоцикл
Вы хорошо подумали? Подумайте еще раз.
Да, это опасно. Мотоциклисты попадают в аварии – наверняка, выдогадываетесь об этом, но думаете, что с вами этого произойти никак неможет. Зря. Не тешьте себя иллюзиями. С любым это может случиться, ибовсего не предугадаешь. Как правило, при этом бывает больно. Некоторыене выживают. Кстати, говорят, что пассажиру, в случае аварии, постатистике, достается больше повреждений, чем водителю. Вы знали обэтом? А теперь еще раз подумайте и осознайте. И ради Бога, не задавайтеглупых вопросов, вроде «зачем одевать
это, мы что, разве собираемся падать?».
2. Экипировка
Самое элементарное – шлем. По конструкции – лучше «интеграл»(который защищает голову, лицо, и нижнюю челюсть). Некоторые полагают,что ездить на чоппере в интеграле – равносильно одеванию седла накрупный рогатый скот. Дескать, нужен непременно полулицевой шлем, или3/4… Некоторые считают, что достаточно просто банданы. Категорически сэтим не соглашусь. Не надо делать из мотоцикла священную корову илипредмет культа. Он – для того, чтобы ездить. Шлем – для того, чтобызащищать вашу голову. Лучше интеграла не защищает ни один шлем, и этомедицинский факт. И хватит об этом.
Далее. Шлем должен быть целым. Без вмятин, без малейших трещин, ижелательно без глубоких царапин. Если на шлеме есть следы падения – егонужно заменить, использовать этот шлем не рекомендуется. Советские«горшки для мозгов» - сразу в мусор. Пластмассово-поролоновые поделки –туда же. Каски а-ля «дойче зольдатен» - в цирк. Банданы – в тряпки.
Хороший шлем – лучше плохого. Плохой шлем – гораздо лучше, чем вообщебез шлема. Вообще без шлема – даже не пытайтесь, и не говорите, что явас не предупреждал.
Да, кстати. «Хороший шлем» - это не тот, что сделан в Турции или Китае.Хороший шлем должен иметь лейбл внутри (или снаружи) о том, что шлемсоответствует требованиям и нормам сертификата ЕСЕ. Это необходимыйминимум для Европы. Есть еще сертификат DOT (Department OfTransportation, МинТранс США), есть сертификат Snell MemorialFoundation… Чем больше сертификатов – тем шлем надежнее. И дороже, увы.
Далее, шлем должен хотя бы примерно соответствовать вашему размеру.Шлем, болтающийся на голове – это плохо. Катастрофически плохо. Моемудругу такой шлем однажды сломал нос при аварии. Это серьезно.
Итак, шлем – неотъемлемый атрибут.
Брюки и куртка. Обязательно из плотного материала. Золотая середина– кожа, как можно более толстая. Она не защитит вас от переломов,ушибов и синяков, но может помочь сохранить вашу (без)грешную плоть вцелости: как правило, даже самая крепкая джинса стирается после парыметров скольжения по асфальту. После джинсы стирается ваша кожа, затеммясо – бывает, что и до кости. Кстати, мышцы потом можно пришить, ноэто процесс болезненный и неприятный. С кожей немного сложнее.Счесанные участки кожи называют «асфальтовой болезнью». Заживает долгои, конечно, болезненно.
Кроме того, кожаная одежда не продувается, и в этом ее неоспоримыйплюс. Для эргономики и теплосберегающих функций, одежда должна бытьхорошо подогнана по фигуре.
Обувь. Лучше – опять же, плотная толстая кожа, хотя, конечно, смотоботами ничто не сравнится. Хорошо, если закрыта щиколотка и голень.По возможности, без каблуков (девушек касается в первую очередь). Длямужыков хороший вариант – армейские ботинки, но не обычные содафонскиеговнодавы, а те, у которых шнуровка скрыта за клапаном. Однако,некоторые индивиды умудряются ездить и во вьетнамках. Правда, таких скаждым годом все меньше. Естественный отбор. И это правильно.
Перчатки. Обычно перчатками пользуются только водители. Считается,что пассажиру они как бы не очень-то и нужны. Не согласен с этим. Есливдруг придется упасть на четвереньки, тогда пассажиру придется чесатьнезащищенными ладонями по асфальту, что не есть хорошо и уж тем болеене есть приятно – даже на пешеходной скорости, что уж говорить омотоцикле.
Кстати, в холодное время года правильные перчатки не позволяют потокамвоздуха задувать в рукава вашей куртки, а значит, вам будет теплее.
Итак, мы оделись.
3. Как и когда надо садиться и слезать с мотоцикла
Перед тем, как посадить вас на свой мотоцикл, пилот должен показатьвам, куда ставить ноги и за что держаться, и проверить, правильно лиодет и застегнут на вас шлем. Сначала садится водитель, запускаетсядвигатель, затем садится пассажир. Обычно, перед тем как тронуться сместа, я спрашиваю, все ли в порядке и готов ли пассажир к движению.
Осторожно - не обжечь ноги о выхлопные трубы. Ожоги долго заживают.
Слезать с мотоцикла – в обратном порядке. Мотоцикл останавливается,водитель его держит, опираясь обеими ногами на землю, вы слезаете,затем слезает водитель.
4. Как вести себя во время движения
Физика движения мотоцикла несколько отличается от физики движенияавтомобиля. Я бы сказал, сильно отличается. Тем не менее, в ней всепродумано и все правильно. Водитель в состоянии сам с ней справиться,ему не нужно ни помогать, ни мешать. В идеале, грубо говоря, вам лучшеприкинуться мешком картошки, либо просто расслабиться и получатьудовольствие. По возможности, машите детям. Им от этого приятно –может, они когда-нибудь пополнят наши ряды.
Старайтесь не болтать с водителем в сложных дорожных условиях, и темболее – ни в коем случае – не давать никаких советов или указаний поповоду когда, куда и как ему ехать, а также вопросов типа «почему мыостановились?», особенно если рядом висит какой-нибудь дорожный знак,изобилующий красным цветом.
5. Если вы чувствуете, что дела идут не так
Итак, неприятности случаются. Пьяный бомж, зигзагами переходящийдорогу в неположенном месте; дед-маразматик на гнилом «москвиче»,разворачивающийся через двойную осевую или вообще из правого ряда;пьяный подросток с подружкой на папином джипе, прущий на красный свет;урод на «Шкода Октавия» или «Фольксваген Шаран», обгоняющий повстречной полосе; дальнобойщик, выезжающий со второстепенной,неправильно оценивший вашу скорость; стык бетонных плит на внезапнозакончившемся «виртуальном автобане»; спизженная бомжами крышкаканализационного люка…
Многие из таких ситуаций стоили жизни нашим братьям – и им уже всеравно, наказан ли виновный. Не допустить?.. Как правило, у водителя, взависимости от скорости, есть несколько секунд, чтобы среагировать навнезапно возникшую опасность. Обычно, за редким исключением, в этинесколько секунд происходит отчаянное торможение всеми доступнымисредствами, заканчивая последним – заваливание мотоцикла набок. В этотмомент, если позволяет плотность потока, лучше катапультироваться. Тоесть, как только вы почувствовали, что мотоцикл «колбасит», а вас тянетвперед с некислой силой, приготовьтесь. И, как только почувствуете, чтомир валится набок, отталкивайтесь от мотоцикла вверх и назад – помните,что у мотоцикла сзади может быть спинка и/или кофр, об это надо неудариться позвоночником. После этого по инерции вас будет тянуть походу движения мотоцикла. Постарайтесь не выставлять руки и упастьнабок, а затем распластаться на асфальте, чтобы как можно быстрееостановиться. Да, для этого и нужна одежда из плотной кожи. Впрочем,вряд ли у вас будет время на ориентацию в пространстве и вспоминаниеэтих строк, но кто знает, как оно будет в экстремальной ситуации.
6. Ночные поездки
Старайтесь избегать ночных поездок без особой необходимости. Причин тому несколько:
- ночью, при недостаточном и искуственном освещении, искажаетсявосприятие размеров и скоростей объектов - как у вашего водителя, так иу других водителей на дороге.
- ночью больше пьяных пешеходов, чье поведение на дороге просто непредсказуемо.
- возрастает риск ослепления водителя светом фар встречных машин. Ослепят его, а упадете вы оба.
- если вдруг перегорит лампочка в фаре мотоцикла, будете иметь серьезную проблему.
7. И последнее
Садясь за спину мотоциклиста, вы доверяете ему свою жизнь. Звучитнесколько пафосно, но это так. Если вы не уверены, что готовы сделатьэто, лучше не делайте. Если вы не чувствуете уверенности в этомчеловеке или не доверяете его опыту/мастерству – откажитесь от поездки.Если вы чувствуете, что мотоциклист не совсем трезв («да я толькополкружечки пива выпил!»), не здоров, чрезмерно утомлен – не садитесь.Его рефлексы замедлены, а реакция – ослаблена. И, что хуже всего,человек может не ощущать этого. Природу, однако, не обманешь.
Если вы планируете часто ездить «вторым номером» на мотоцикле –подумайте о медицинской страховке. На всякий случай. Это ведь не такдорого. А медицина у нас, как водится дорогая.