ДИЗЕЛЬ НА ЛЕГКОВОМ АВТОМОБИЛЕ - ЭТО НАДЕЖНО И ЭКОНОМИЧНО
http://nauka.relis.ru/06/0206/06206106.htm
Каждый год в стране прибавляется более миллиона легковыхавтомобилей. Основную массу по-прежнему составляют "Жигули", но иимпортных машин становится все больше и больше (их ежегодный ввоздостигает 300 тысяч). Среди иномарок 15% приходится на машины сдизельными двигателями. Появились они и на ВАЗовских моделях. Самыйраспространенный дизельный автомобиль тольяттинского производства - ВАЗ21045. Ставят дизели и на "Нивы". По заказу можно купить дизельную"Волгу" или УАЗ. Между тем многие автомобилисты с осторожностьюотносятся к машинам с дизельным двигателем. Опасения вызывают чащевсего элементарное незнание того, как этот двигатель работает, ираспространенное мнение, что он годится лишь для грузовиков. Однако вдизельном автомобиле нет ничего сложного и тем более опасного. Этоочень надежные, экономичные и неприхотливые машины.
Конструктивно дизель во многом схож с бензиновым мотором. Он такжеработает по четырехтактному циклу. Серьезное отличие - отсутствие вдизеле системы искрового зажигания и иной способ формирования рабочейсмеси, ее воспламенения и сгорания. Если в бензиновом двигателе смесьобразуется во впускной системе, попадает в цилиндры практически вготовом виде и воспламеняется искрой от свечи зажигания, то у дизеля натакте всасывания в цилиндр поступает чистый воздух. Там он сжимается(такт сжатия) и разогревается до температуры воспламенения топлива(700-800°С). И только в этот момент в камеру сгорания под большимдавлением (10-30 МПа) через форсунки впрыскивается топливо. Впрыскпроизводит топливный насос высокого давления (ТНВД) - один из самыхсложных и ответственных агрегатов двигателя. Это дает возможностьиспользовать в качестве топлива более тяжелые фракции нефти (солярку) иработать на обедненных смесях, у которых выбросы окиси углерода меньше,чем у бензиновых фракций. Отсюда - меньшее загрязнение окружающей средыи более высокая экономичность дизельных двигателей.
Есть и еще одно отличие: число оборотов бензинового двигателярегулируют, изменяя расход воздуха, поступающего во впускной коллектор,а на дизелях изменяют подачу топлива. Кроме того, дизели развиваютвысокий крутящий момент в очень широком диапазоне скоростей вращенияколенчатого вала (в отличие от бензиновых моторов), что немаловажно какдля тяжелой техники и вездеходов, так и для легковых машин. Первым этопомогает выбраться из грязи, вторым - сэкономить топливо.
Выносливый и экономичный автомобиль ВАЗ 21045 с дизельным двигателемприобретает популярность, особенно среди сельских автомобилистов.
Нельзя не отметить и такой положительный момент: дизельное топливоменьше, чем бензин, изнашивает стенки цилиндров, поршней и поршневыхколец. Стук в поршневой группе и в клапанном механизме или повышенныйугар масла у дизелей встречается куда реже, чем у бензиновых моторов.Так что хлопот с дизелями меньше, хотя масло нужно менять чаще.
Разумеется, у дизельных двигателей есть и недостатки. Главный из них- большой вес. При одинаковой мощности дизель почти на треть тяжелеебензинового мотора. Кроме того, дизель сильнее вибрирует и шумит.Объясняется это более высокой степенью сжатия (19-24 против 9-11) ибыстрым ростом давления в камере сгорания в момент воспламенения смеси.
Все знают, что дизель трудно запускается на морозе. Для того чтобыпредварительно прогреть воздух в камере сгорания, в момент запускаиспользуют специальные свечи предварительного подогрева. Послевключения зажигания на них подается напряжение и начинается прогревкамеры. В это время на панели приборов включается желтая сигнальнаялампочка, и, пока она не погаснет, двигатель заводить нельзя. Набольшинстве автомобилей сразу после запуска двигателя питание на свечахпредварительного подогрева отключается, но на некоторых моделях в оченьхолодную погоду свечи продолжают работать еще 20-30 секунд послезапуска.
Скорость вращения коленчатого вала дизельного двигателя ниже, чем убензинового. Обычно он раскручивается до 4500-5000 об/мин и не более.Из-за этого при равном рабочем объеме мощность дизеля ниже. Чтобыуравнять мощностные характеристики дизельных и бензиновых двигателей, вдизелях стали использовать многоклапанные головки (вместо одноговпускного и одного выпускного клапанов в них делают по два-три впускныхи два выпускных клапана) и электронные системы управления подачейтоплива.
Наибольшую настороженность у потенциальных покупателей, как правило,вызывает ТНВД. Существует распространенное мнение, что на морозе ончасто ломается и может подвести в самый неподходящий момент. Между темпокупка автомобиля со сложной инжекторной электронной системойуправления впрыском топлива и зажигания, которая ничуть не прощедизельного ТНВД, их не пугает.
Если вы все же решились приобрести автомобиль с дизельнымдвигателем, выбирая его, уделите основное внимание топливной системе.Особенно это касается подержанных автомобилей. Для начала попробуйтезапустить холодный двигатель. В том случае, если это удается с трудом,причинами могут быть недостаточная компрессия в цилиндрах,неисправность форсунок или системы предварительного подогрева.
Выхлопные газы исправного, правильно отрегулированного дизельногодвигателя практически бесцветны. Если же мотор дымит, то по их цветуможно судить о характере неисправностей.
Густой черный дым, идущий из выхлопной трубы, и громкий стук вдвигателе свидетель ствуют о неисправности форсунок. Если черный дыместь, а двигатель не стучит, вероятнее всего, засорен воздушный фильтрили неправильно установлен момент впрыска топлива. Неисправностьустраняется просто: воздушный фильтр надо почистить или заменить, амомент впрыска отрегулировать.
Если из выхлопной трубы идет голубоватый дым, значит, горит моторноемасло. Причина чаще всего кроется в износе поршней или направляющихвтулок клапанов. Ремонт такой неисправности обойдется дорого. Иногдапри запуске и прогреве дизельного двигателя с непосредственным впрыскомтоплива голубой дым появляется, а затем пропадает. Это явлениенормальное, беспокоиться не стоит.
Белый или бело-серый цвет выхлопных газов говорит о том, что,возможно, антифриз попадает из системы охлаждения в цилиндры. Чтобыустранить такую неисправность, придется как минимум заменить прокладкуголовки блока цилиндров. Работа не очень сложная, но дорогая. То жесамое может возникнуть и при нарушении режима впрыска или неправильномраспылении топлива форсунками. Потребуются как минимум очистка ирегулировка форсунок. Если же белый дым пропадает после прогревадвигателя, значит, плохо работают свечи предварительного подогрева (наих замену потребуется 15 минут).
Об износе двигателя, как дизельного, так и бензинового, можно судитьпо состоянию шланга вентиляции картера, который идет от блока цилиндровили масляного картера к впускному коллектору или воздушному фильтру.Проверку проводят так: отсоединяют верхний конец шланга на работающемдвигателе, и, если из него поднимается густой маслянистый "туман", этоозначает, что двигатель изношен. Подтверждением тому будет и наличиемасла в воздушном фильтре или впускном коллекторе.
Недостаточная компрессия для дизеля более опасна, чем длябензинового мотора. Обнаруживается эта неисправность просто: еслидвигатель при работе издает прерывистый шум и раскачивается, но по мерепрогрева "успокаивается", наверняка компрессия упала. Для проверкиследует воспользоваться компрессометром, причем дизельным, со шкалой до24-30 атмосфер. (Обычные компрессометры для бензиновых моторов имеютшкалу до 12-15 атмосфер.) Если компрессия окажется недостаточной,двигатель придется серьезно ремонтировать, а это удовольствие дорогое,лучше поищите другой автомобиль.
Если вы не обнаружили в машине, которую собираетесь купить, видимыхнедостатков, обязательно прокатитесь на ней. Проверьте по датчикутемпературы, не перегревается ли двигатель. Помимо банальныхнеисправностей системы охлаждения причинами перегрева могут бытьнеисправности форсунок или неправильная установка момента впрыска.
Ничуть не лучше, если мотор не прогревается до рабочей температуры.Это приводит к нарушению режима смазки механизмов двигателя и ихбыстрому износу. Косвенными признаками работы двигателя при низкойтемпературе охлаждающей жидкости могут служить белесые отложения намаслоизмерительном щупе, внутри воздушного фильтра и в шлангевентиляции картера.
Иногда случается, что дизельный двигатель самопроизвольно набираетобороты и не реагирует на нажатие педали газа. Это происходит, когда втопливную систему подсасывается воздух. Поиски неисправности сложны -нужно последовательно проверить всю систему.
Если же результаты осмотра и испытательного пробегаудовлетворительны, в салоне не пахнет соляркой и на двигателе нетподтеков масла, машину можно покупать. Дизель прослужит долго.
Кандидат технических наук Д. Зыков.